воскресенье, 15 марта 2015 г.

Сословие как мировоззрение

Горизонт видения - именно это наиболее точно характеризует принадлежность индивида к тому или иному социальному классу. Сословная структура индийского общества познакомила нас с четырьмя варнами, наследственными социальными группами, определяющими место в социальной иерархии и род занятий своих членов. Если же понимать термин "варна" более широко и говорить об универсальных, присущих людям любой социальной культуры различиях, мы увидим, что "высшие" и "низшие" во всём мире отличаются друг от друга способностью к абстракции. Варна - это способ восприятия действительности больше, чем что-либо другое.

Источник фото: http://www.dawnnews.tv/news/1002761
Шудры - социальные слепцы, они видят лишь то, что могут потрогать, их время измеряется пищеварительными циклами, пространство - размерами холодильника. Глядя на мир со своей грядки, они не в состоянии участвовать в событиях - события происходят с ними.

Вайшьи замечают то, что находится у них под ногами - если это имеет для них цену. Они не тратят времени попусту, у них слишком много дел - ведь в мире всегда найдётся, что купить и продать. К тому же они выполняют важную функцию посредников, проводников, агентов, брокеров между высшими и низшими варнами, причисляя самих себя, конечно, к высшим.

Кшатрии видят на дистанции полёта стрелы - не важно при этом, что у них в руках, деревянный лук или баллистическая ракета, просто делается поправка на скорость ветра и вращение земли. Соответственно, их базовый временной промежуток - подлётное время. Вместо дел у них - "боевые задачи", любимая команда - "по коням", а в редкие минуты отдыха они "накрывают поляну".

Брахманы же видят то, чего не видят другие - видят даже то, чего нет. Их время - вечность, их пространства - миры. Если кшатрии пишут законы, брахманы - создают мифы.

Варны проявляют свои характерные черты в любые времена и в любых сферах. Скажем, сегодня - пока шудры выращивают тыквы на своих айфонах, вайшьи продают им за реальные деньги виртуальных коров, кшатрии ведут информационные войны - брахманы делают Википедию.

Всё это отнюдь не означает, что шудра не может стать политиком, а брахман - мести двор. Однако сословные особенности будут сказываться на их целях и действиях даже в таких, на первый взгляд, чуждых им условиях: политик-шудра будет заниматься хозяйством и желудком своего народа, в то время как дворник-брахман, наверняка - ещё и писать стихи.

Общее у данной метафоричной классификации и оригинальной индийской то, что переход из одной варны в другую практически невозможен. А главное отличие в том, что ни брахманами, ни шудрами не рождаются - ими становятся. Хоть интеллект и высоконаследуемый генетический признак, социализация и культура перемелют кого угодно. Сила воли в этом уравнении тоже, вероятно, присутствует, вот только что это такое - совершенно непонятно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий