понедельник, 9 марта 2015 г.

Зачем лепить снеговика?

У страдания от бессмысленности жизни множество лиц. На одном из них вместо носа морковка и пуговицы - вместо глаз.

Есть старый анекдот: "Знакомится мужчина с девушкой и привозит её в лес: "Раздевайся!". А вокруг зима, мороз, ночь. "Раздевайся, а то убью!". Она дрожит, раздевается. "Лепи снеговика!" - "Ты псих, что ли?" - "Лепи, говорю, снеговика, а то убью!".

Она трясётся от холода и страха, но лепит снеговика, катает шары, приделывает на место рук ветки. "Ну вот, готово" - "Одевайся, поехали!". Возвращаются в город, довозит он её до дому, открывает дверь - "Всё, пока". Она выходит из машины, медлит и всё-таки спрашивает - "Скажи, а что это было?" - "Понимаешь, в моей жизни ничего не происходит, мне давно всё осточертело, друзей нет, поговорить не с кем и не о чем. Не будет меня, никто и не вспомнит. А теперь я точно знаю, что вот эту нашу встречу ты никогда не забудешь".

Одна из основных проблем любого управления, обучения, любого социального взаимодействия вообще - это проблема осмысленности происходящего.


Прежде чем задавать вопросы "Что?", "Как?" и "Сколько?", необходимо постараться понять "Что всё это значит?". Вопрос "Зачем?" не имеет смысла, если мы не понимаем значения явлений, связей между элементами, соотношения высказываний и действий с контекстом. Лишь когда детали складываются в общую картину, можно увидеть цель. Однако само собой ничего не сложится - для этого нужны способы взаимодействия, скрепляющие между собой людей, слова и вещи и помещающие их в рамку контекста. Именно связи создают тот самый, наделённый смыслом, образ.

Средства определяют цели - 
а не наоборот

Сложность же в том, что сами по себе способы взаимодействия генерируют собственное, самодостаточное содержание - независимо от намерений участников данного взаимодействия - в силу того, что эти способы суть не просто средства коммуникации, а медиа, т.е. формы, выступающие сообщениями самих себя. В этом причина того, что средства формируют цели - а не наоборот, что любая система, созданная для выполнения какой-то полезной работы, постоянно стремится к обслуживанию, прежде всего, самой себя. К слову, данная особенность медиа - быть одновременно и формой, и содержанием - является основой аутопоэзиса.

Не мешайте отделу кадров, и с целью оптимизации он постепенно уволит сотрудников всех остальных отделов. Оставьте бухгалтерию в покое, и в стремлении минимизировать расходы она упразднит саму организацию. Охрана будет успешно охранять всё, что ни прикажут - в том числе, пустое место, руководство - руководить в отсутствие сотрудников, а сотрудники - исправно начинать и заканчивать рабочий день, даже не имея никакой работы.

Таким образом, внутренняя логика системы самодостаточна - она никогда не объяснит цели, предназначения самого её существования. Ниточки, связывающие всё воедино, необходимо протягивать извне. Любой процесс, любое явление, любой снеговик раскрывают своё содержание только в контексте - выходящем за границы конкретной ситуации.

В деловой литературе можно встретить мнение, что работа не должна доставлять удовольствия: нужно забыть все романтические истории и взглянуть правде в глаза - работа не должна быть в радость тому, кто её делает, это просто договорные отношения, которые строятся на выполнении сторонами своих обязательств.

Отсутствие комфорта - ничто
по сравнению с отсутствием смысла

Действительно, работа отличается от отдыха на пляже - тем не менее, само по себе данное сравнение мало кому мешает в жизни: люди каждый день отправляются по своим рабочим местам, несмотря на очевидную разницу в комфорте между офисом и шезлонгом под зонтиком. Но отсутствие комфорта ничто по сравнению с отсутствием смысла: чем меньше работники понимают, чем они занимаются, тем больше ресурсов нужно тратить на то, чтобы они продолжали этим заниматься.

В конечном итоге, только богам под силу заставить кого-то выполнять бестолковую работу сравнительно долго. Сизифов труд и бездонная бочка Данаид - древние метафоры наказания бессмысленностью. Ужаснее страдания может быть только непонимание его предназначения. Недаром высший подвиг христианства - смирение не перед самой мукой, а перед её необъяснимостью. Книга Иова - вот где торжество веры над смыслом.

Смысл нельзя придумать или создать - 
его можно только найти

В ХХ веке наука назвала бы Иова "прирождённым оптимистом": в 60-х годах в результате исследований Мартин Селигман предположил, что доля таких людей не превышает 3-6%. У подавляющего же большинства из нас бессмысленные страдания формируют т.н. "выученную беспомощность", состояние, приводящее к росту тревожности, стрессам, фрустрации, депрессии и в конечном итоге - преждевременной смерти. Впрочем, хорошая новость в том, что, по утверждению того же Селигмана, оптимизму можно научиться.

Смысл нельзя придумать или создать - его можно только найти, пишет Виктор Франкл. Этот тезис справедлив в отношении любого социального взаимодействия  - общения человека с самим собой, в группе, в организации и т.д. Корпоративная культура, связи с общественностью, политические кампании - любые прикладные аспекты коммуникации должны учитывать стремление человека к поиску смысла. Таким образом, например, технологии геймификации выполняют роль даже не костылей, а чучела, подмены - они заполняют вакуум, пустое место, в котором должен присутствовать смысл работы, значение того, что происходит с индивидом, действий, которые он сам совершает. Когда для потребителя теряет смысл потребление как таковое - или когда работник не понимает смысла собственной работы - наступает черёд геймификации с её бонусами, наградами, ролями и персонажами. Но все эти фантики не дают ответа на главный вопрос - "Что всё это значит?", и потому результат известен заранее - выученная беспомощность, профессиональная деформация, апатия и эмоциональное выгорание.

Любое профессиональное или частное социальное взаимодействие - и управленческое, в том числе - протекает тем успешнее, чем активнее стороны сотрудничают в определении его смысла. Поэтому если одна из сторон так и не предлагает своего понимания сути происходящего, другой нужно спросить об этом прежде, чем она обнаружит себя в лесу, ночью, на морозе, катающей снеговика.

Комментариев нет:

Отправить комментарий