суббота, 8 февраля 2014 г.

Проверка фактов и общая картина

Главными задачами масс-медиа сегодня - и одновременно тестом для журналистов на профпригодность - становятся проверка фактов и создание общей картины реальности.

Портрет Джими Хендрикса из гитарных медиаторов. Автор Ed Chapman
Само собой, когда в XXI веке мы говорим "масс-медиа", то имеем в виду не только официальные "средства массовой информации", но и корпоративные издания, PR-проекты различных организаций, новые медиа и т.д. Так что эти задачи стоят и перед PR-деятелями тоже. 

На первый взгляд, это никакая не новость: от СМИ всегда ожидались и достоверность информации, и умение за деревьями видеть лес. Однако каждый раз, увлекаясь то одной технологией, то другой, неизменно попадая под очарование новых машин и с упорством брошенной любовницы возлагая надежды на новых героев, СМИ совершенно забывали, каково их предназначение и зачем они вообще нужны.


Социологи же только мешали взять себя в руки. Их рассказы про клиповое мышление, трансформацию ценностей и череду безумных поколений X, Y и т.д. смущали и без того падкие на броские эффекты журналистские сердца. 

В итоге, пытаясь привлечь info-, edu- и прочими tainments свою целевую аудиторию, СМИ напрочь отучили её не то что думать - читать.


Теперь плохо обоим - и Франкенштейну, и созданному им чудовищу: оба хотят любви, и оба обвиняют друг друга во всех своих несчастьях.


Вместе с тем, сегодня, в эпоху глобального копипаста и бесконечного реферата действительности, когда вся информация записывается и хранится, но именно того, что нужно, всё равно не найти, когда всё можно отредактировать, исправить, и в памяти остаются уже не факты, а мемы, когда развитые навыки самоцензуры заставляют краснеть цензуру традиционную, ответ на вопрос - "а что же случилось на самом деле" - востребован как никогда. И даже если сразу ответа нет, просто задать этот вопрос - значит, заставить думать, искать, сомневаться, в том числе, и в самом себе, в своих убеждениях и аксиомах. 

"Прозрачность как новая объективность", о которой писал Вайнбергер в 2009 г. (http://www.hyperorg.com/blogger/2009/07/19/transparency-is-the-new-objectivity), технологически упрощает задачу убеждения для медиа и экономит время читателя: теперь все доказательства, все первичные факты можно увидеть в оригинале, в сканах документов и видео с места событий.

Ассанж, Навальный, Сноуден - все они сделали себе имя на простой проверке фактов. Всё, чем они прославились, это вопрос - "а как всё было на самом деле"? Какие ещё нужны примеры эффективности этой стратегии? Какие ещё "кейсы"?

В свою очередь факты, сложенные в большую мозаику - это из разряда вечных ценностей, это одно из самых чудесных зрелищ, открывавшихся осмысленному взору во все времена. Можно бесконечно смотреть на огонь, воду и на то, как разрозненные части образуют большую, пёструю и сложную картину реальности. Трансформация ничего не значащего осколка в элемент единого целого - это магическое превращение, составляющее суть познания и мыслительной деятельности человека. Это превращение уже само по себе воспитывает и образовывает.

Проверка фактов и создание большой картины - сегодня это главные задачи, главные приоритеты для СМИ и всех, кто занимается коммуникацией. Если вообще не единственное, о чём они должны беспокоиться. Когда объективность стала синонимом пропаганды, и каждое СМИ, считающее себя прогрессивным и независимым, гордится своей субъективностью, показать большую картину происходящего, подняться над схваткой - означает не только завоевать сердце читателя, но и заново изобрести журналистику.


Что же касается чисто технических вопросов, связанных с выполнением этих задач - то сегодня для этого существует уже масса подходов и инструментов. Управление знаниями, большие данные, конвергенция медиа, инфографика, краудсорсинг и т.д. - всё это методы, направленные именно на формирование большой картины реальности, на (вос-)создание широкого контекста. Ведь только в контексте и можно понять смысл конкретного знака. Соответствующие технологии для визуализации, сбора данных и проч. - на расстоянии поиска в Гугле: простые - вовсе в открытом доступе и бесплатно, посложнее - у специалистов, но нужно только начать - аппетит и опыт приходят во время еды. Были бы факты. Было бы желание.

Комментариев нет:

Отправить комментарий